Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н icon

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н




НазваниеИзучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н
Дата конвертации30.06.2013
Размер445 b.
ТипДокументы
источник


Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты

  • Моисеева А.Н., к.п.н.,

  • доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Цель комплексного курса:

  • формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.



Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;



Требования к личностным результатам:

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям



Требования к метапредметным результатам

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;



Требования к метапредметным результатам

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;



Требования к метапредметным результатам

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих



Требования к предметным результатам

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни



Основные культурологические понятия учебного курса

  • «культурная традиция»

  • «мировоззрение»

  • «духовность (душевность)»

  • «нравственность»



Изучение религий и воспитание в школе

  • Интеграция ребенка в культуру: приобщение к культуре семьи, народа, социокультурной группы, общества, мировой культуре (социализация, инкультурация)



Основной принцип, заложенный в содержании курса

  • Общность в многообразии, многоединство, поликультурность

  • (отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира)



Формирование у обучающихся начальных представлений о религиозной культуре и светской этики осуществляется посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса



С 2011 года осуществлено введение в школах образовательных стандартов нового поколения

  • С 2011 года осуществлено введение в школах образовательных стандартов нового поколения

  • Комплексный курс ОРКСЭ способствует освоению новой структуры стандарта и обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса при формировании образовательных программ



Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС общего поколения

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая и методологическая основа ФГОС общего поколения



Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников

  • Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников



Базовые национальные ценности

  • идеологию содержания образования

  • основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России

  • содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации



Базовые национальные ценности

  • патриотизм

  • социальная солидарность

  • гражданственность

  • семья

  • труд и творчество

  • наука

  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература

  • природа

  • человечество



Содержание всех модулей курса группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

  • Содержание всех модулей курса группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

  • 1. Отечество

  • 2. Семья

  • 3. Культурная традиция



Духовно-нравственное воспитание: общие философско-педагогические характеристики (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.Ф. Лосев, В.А. Лекторский и др.)

  • Духовно-нравственное воспитание: общие философско-педагогические характеристики (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.Ф. Лосев, В.А. Лекторский и др.)



Отношение к субъективному внутреннему миру

  • Отношение к субъективному внутреннему миру

  • Личностная направленность

  • Целостность

  • Иерархичность

  • Решение смысложизненных проблем

  • Практическая ориентированность, связь с определенной культурой

  • Основано на определенном мировоззрении и системе морали

  • Интегрирует в культурную традицию, формирует образ жизни



Психолого-педагогический аспект реализации курса ОРКСЭ

  • Психолого-педагогический аспект реализации курса ОРКСЭ



Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не включает в себя критических оценок других религий и мировоззрений

  • Содержание каждого модуля комплексного курса ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не включает в себя критических оценок других религий и мировоззрений



Преодоление противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса

  • Преодоление противоречий, возникающих при преподавании различных составляющих данного курса



1. Учитель не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения

  • 1. Учитель не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения

  • 2. Учителем должно учитываться, что содержание всех модулей ориентировано на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на мировоззренческие и религиозные различия



Формирование взаимопонимания и уважения к позициям и взглядам учеников, изучающих разные модули

  • Формирование взаимопонимания и уважения к позициям и взглядам учеников, изучающих разные модули



При проведении курса рекомендовано не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков — общее для всех модулей.

  • При проведении курса рекомендовано не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков — общее для всех модулей.

  • На 31-34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями



Ребенок, изучающий курс ОРКСЭ – младший подросток

  • Ребенок, изучающий курс ОРКСЭ – младший подросток



Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости

  • Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому. Центральное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости

  • Образовательный кризис связан с переходом с начальной на основную ступень общего образования



Отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни должен проходить в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства

  • Отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни должен проходить в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства



Организационный аспект реализации курса ОРКСЭ

  • Организационный аспект реализации курса ОРКСЭ



Место комплексного учебного курса в учебном плане

  • На изучение нового учебного курса отводится 34 часа. Учебный процесс рассчитан на 2 четверти: последняя четверть 4 класса (17 уроков) и первая четверть 5 класса (17 уроков)



Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629

  • Реализовывать учебные часы на изучение данного курса в 4 классах в 2011-2012 учебном году можно за счет часов школьного компонента



Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей

  • Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей



В рамках подготовки к введению в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ГБУ РЦРО в период с октября по ноябрь 2011 года было проведено социологическое исследование среди родителей учащихся третьих классов, чьи дети в 2012-2013 учебном году начнут изучать новый учебный курс

  • В рамках подготовки к введению в школе предмета «Основы религиозных культур и светской этики» ГБУ РЦРО в период с октября по ноябрь 2011 года было проведено социологическое исследование среди родителей учащихся третьих классов, чьи дети в 2012-2013 учебном году начнут изучать новый учебный курс



Считаете ли Вы себя верующим человеком?



К какой религиозной конфессии Вы себя относите?

  • - 72% относят себя к православным,

  • - 21% считают себя мусульманами

  • Доля респондентов отнесших себя к буддистам и иудеям невелика и составляет менее 1%.



Отношение родителей к введению предмета



Риски, связанные с введением курса



Распределение респондентов в зависимости от того, какой модуль они предполагают выбрать для своего ребенка



Условия выбора модуля



С чем могут быть связаны трудности выбора модуля нового предмета?

  • 39,2% - настороженным отношением к введению нового курса

  • 33,6% - недостаточностью информации о содержании модулей курса



Выбор модуля для изучения и возможность в дальнейшем его изменения

  • Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается

  • Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок

  • Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета

  • Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка



Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса (IV четверть 4-го класса).

  • Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» 15 марта 2010 г. рекомендовал субъектам Российской Федерации предусмотреть организацию возможности смены модуля для тех родителей (законных представителей), которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор после первого этапа апробации курса (IV четверть 4-го класса).



Подготовительная работа с родителями

  • Форма работы: собеседование; родительское собрание

  • Задача: создание установки на сотрудничество.

  • Предполагаемый результат: мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми



Привлечение родителей предполагает:

  • создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной программы, а также предполагаемого результата;

  • активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

  • углубление и расширение личностно ориентированного компонента за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.



^ Необходимое количество детей в классе или параллели, выбравших тот или иной раздел курса, для организации отдельной учебной группы

  • Необходимое количество детей в классе или параллели, выбравших тот или иной раздел курса, для организации отдельной учебной группы



В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закреплёнными Законом Российской Федерации «Об образовании», решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями

  • В соответствии с компетенциями образовательного учреждения, закреплёнными Законом Российской Федерации «Об образовании», решение о возможном количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимает школьный совет с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями



Подготовка учителей к преподаванию комплексного курса

  • Подготовка учителей к преподаванию комплексного курса



Обучать детей по курсу могут исключительно учителя с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.

  • Обучать детей по курсу могут исключительно учителя с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.



Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений).

  • Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений).

  • Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.



Приказ Министерства образования Оренбургской области от 16.12.2011 №01/15-8629

  • Рекомендуем к преподаванию данного курса привлекать учителей, преподающих предметы культурологического цикла



Система оценки знаний по вводимому курсу

  • Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании»)

  • Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.).



При проведении курса предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов учащихся.

  • При проведении курса предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов учащихся.

  • Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.



Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются

  • Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются



Методические задачи

  • разработки технологий и содержания преподавания курса в целом и отдельных модулей с учётом региональных условий и возможностей образовательного учреждения;

  • выстраивания системы межпредметных связей как между отдельными модулями, так и между новым курсом и другими предметами;

  • организации педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс;

  • организации проектной и внеучебной деятельности обучающихся.



Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих новый курс

  • Родительские собрания

  • Домашнее задание в виде вопросов обращенных к опыту родителей

  • Открытые занятия



Виды деятельности родителей

  • Пролонгированные домашние задания:

  • интервью;

  • написание эссе;

  • обсудите вместе;

  • подбор иллюстративного материала;

  • подготовить рассказ;

  • подготовка творческо-исследовательских проектов;

  • приготовить блюдо, поделку, макет….

  • Внеурочные мероприятия:

  • организация и проведение экскурсий;

  • участие в итоговом мероприятии (зрители, соавторы)



Презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов:

  • «Как я понимаю православие?»

  • «Ислам – религия мира»,

  • «С чего начинается Родина?»

  • «Герои России»

  • «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»

  • «Мой дедушка (отец, брат) – защитник Родины»

  • «Традиции и ценности моей семьи»,



В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены:

  • 1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ;

  • 2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;

  • 3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;

  • 4) дегустация блюд национальной кухни народов России.



Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному учреждению образования рекомендуется в период проведения курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих предметные модули

  • Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному учреждению образования рекомендуется в период проведения курса сформировать методическое объединение из учителей, преподающих предметные модули



Управление внедрением ОРКСЭ

  • Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ (общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников)

  • Контроль за качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю.

  • Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности .

  • Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся



О работе методического объединения и совершенствовании учебно-методического обеспечения введения учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Данилюк А.Я.)

  • Первая группа проблем – нарушение важнейшего педагогического правила «Не навреди».

  • Вторая группа проблем – недостаточный учет социальной зрелости ребенка, попытка возложить на него взрослые проблемы

  • Третья группа проблем – формирование односторонних, искаженных представлений о представителях других конфессий

  • Четвертая группа проблем – создание ситуации выбора, в которой нет правильного варианта, любое решение приводит к неполному, искаженному пониманию.

  • Пятая группа проблем – подача учителем своих субъективных представлений как общезначимых культурных норм

  • Шестая группа проблем – использование иллюстративного материала, который не согласуется с содержанием



Другие методические недоработки

  • Недостаточно представлены связи между модулями, вопреки тому, что преподаются не отдельные учебные предметы, а комплексный учебный курс;

  • Отсутствуют методики и формы организации творческой, проектной деятельности учащихся, задания имеют преимущественно репродуктивный, тестовый характер, фрагментами просто повторяют задания учебника;

  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности, работа с родителями методически обеспечена только на том уровне, на котором она представлена в учебнике, нет заметного продвижения в этом направлении;

  • Иногда в методических разработках теряется связь с учебником



Добавить документ в свой блог или на сайт


Похожие:

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconИз опыта преподавания курса «Религии России» учителя истории Кедяркиной Елены Владимировны Курс «Религии России»
В 9 классе предусматривается изучение наиболее распространенных в России религий – православия и ислама; кроме того рассматриваются...

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconРабочий план реализации дизайн-проекта выбора и самоопределения (10-11 классы)
Создать организационный механизм по разработке системы реализации проекта в школе

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconОбразовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconКонсультация для родителей клуба «Семейная академия» Воспитание в труде
Правильное воспитание невозможно представить как воспитание не трудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни и культуры....

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconСправка по итогам методического месячника
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогических кадров, включение их в творческий педагогический поиск, обеспечения...

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconЛилия Ахметшариповна р. 15. 07. 1957г, г
Моу матвеевская средняя общеобразовательная школа Матвеевского района Оренбургской области, «Заслуженный учитель рф» (2009г.), образование...

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии во внеклассной спортивной работе»
Это не значит, что педагогический работник должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто он должен работать так, чтобы...

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconМоу «Булзинская оош» Эстетическое воспитание на уроках в начальной школе средством интегрированного урока
Взяв эту тему, как тему самообразования, я предположила, что интегрированные уроки

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconВ. А. Физические аспекты предбиологической эволюции : сложность иерархичность. Динамика / В. А. Аветисов // Химическая физика. 2003. 22(2). С. 16-20. Авцын, А. П. Введение в географическую патологию : монография
Аветисов, В. А. Физические аспекты предбиологической эволюции : сложность иерархичность. Динамика / В. А. Аветисов // Химическая...

Изучение религий и воспитание в школе: организационный и педагогический аспекты Моисеева А. Н., к п. н iconОбразовательная программа начального общего образования
Санкт-Петербурга. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии лицензией а №286533, регистрационный №399-ii. В оу 28...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib5edu.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы